Меню
Оставьте, пожалуйста, ваш номер телефона и мы перезвоним вам в ближайшее время.
Назад ко всем статьям

Какие подводные камни ожидают должника и финуправляющего при банкротстве граждан?

Две стороны одной медали: какие подводные камни ожидают должника и финуправляющего при банкротстве граждан?

Законодательство, позволяющее гражданам становится банкротами, было принято чуть менее 3-х лет назад. С тех пор рост официально признанных несостоятельными в финансовом плане соотечественников неуклонно растет. Так, за все время существования данной нормы таковыми стали 59 тысяч человек. Только за первые 3 месяца нынешнего года банкротами были признаны в общей сложности 8966 физлиц и ИП, в то время как за аналогичный период прошлого года их было на 6% меньше. Такую неутешительную статистику приводит в своем пресс-релизе Объединенное кредитное бюро.

Немалую роль в исходе дела о банкротстве гражданина играет финансовый управляющий. О подводных камнях его участия в деле – далее.

Найти финанасового управляющего не так уж и просто

Без финансового управляющего в деле о банкротстве гражданина не обойтись – его участие закон определяет как обязательное (п. 1 ст. 213.9 ФЗ №127 «О банкротстве», далее по тексту – ФЗ №127). При этом обязанность по выбору финансового управляющего лежит именно на гражданине. Точнее, он уже в заявлении о признании себя банкротом обязан указать наименование и адрес СРО, из числа членов которой будет избран финуправляющий (п. 4 ст. 213.4 ФЗ №127).

Отсюда возникает первая проблема. СРО гражданин находит. Вот только ни один из ее членов участвовать в деле о его банкротстве не хочет. При этом не существует нормативно-правовых актов, обязывающих финансового управляющего участвовать в делах о несостоятельности граждан против своей воли.

Что делать в такой ситуации гражданину? Искать и предлагать суду новую СРО. Если и в ней не найдется желающих (что происходит нередко) – искать дальше. Причем, самостоятельно. Ведь, напомним, что такая обязанность лежит только на самом потенциальном банкроте.

Кроме того, законодатель предъявляет к финансовому управляющему целый список требований (ст.20.2 ФЗ №127). Лишь при одновременном соответствии всем им он будет утвержден арбитражом для участия в деле.

Если суд кандидатуру не утверждает или отстраняет уже утвержденную, СРО должна в течение 10-ти дней определиться, может ли она предоставить ему замену. Если нет – придется искать замену уже самой СРО, среди членов которой будет достойный кандидат. И делать это, как уже отмечалось выше, должен сам заявитель. На  поиски ему отводится 30 дней (п. 7 ст. 45 ФЗ №127).

После истечения указанного срока в случае, если заявитель так и не смог найти финансового управляющего, право предложить кандидатуру своего появляется у других участников процесса.

Кроме того, закон не запрещает финуправляющему отказаться от участия в процедуре банкротства гражданина на любой ее стадии. При этом суд отказать ему в подобном заявлении не имеет права – принудительное участие в деле законом не предусмотрено.

Всего же на поиски финансового управляющего, который и согласится участвовать, и будет соответствовать всем требованиям, отводится 3 месяца. Отсчет идет с даты, когда управляющий должен быть утвержден. Если за этот срок найти его не удается, производство по делу прекращается (п. 9 ст. 45 ФЗ №127).

Вознаграждение: для кого-то много, а для кого-то мало

Наиболее частая причина отказа финуправляющих участвовать в банкротстве граждан – размер положенного им за эту работу вознаграждения. Выплата установлена законодателем в виде единовременной фиксированной суммы в размере 25 000 рублей. Эти деньги он получается только в конце процедуры. При этом ее длительность не учитывается (п. 3 ст. 20.6; п.3 ст. 213.9 ФЗ №127). Согласитесь: сумма за работу длительностью пару лет, небольшая.

Вторая часть вознаграждения финансового управляющего равна 7% от суммы (п.17 ст. 20.6 ФЗ №127):

  • всего реализованного имущества должника;
  • размера удовлетворенных требований кредиторов;
  • поступившей в результате признания недействительности сделок.

И эти деньги он также получит только в самом конце процедуры, которая может длиться не один год. И только после завершения расчетов с кредиторами.

Финансовый управляющий не только должен проделать огромную работу в процессе банкротства гражданина, ждать годами оплаты своего труда. Одновременно существует риск, что в итоге положенное ему процентное вознаграждение судом может быть снижено.

К примеру, финансовый управляющий полагает, что 7% считаются от всей суммы продажи имущества на публичных торгах. Суд же может при установлении размера вознаграждения снизить его до 5% от суммы реализованного предмета залога, т.к. будет отдельно учитывать требования залогового кредитора (определение АС Иркутской области от 18.07.2017 г. по делу № А19-15990/2015).

Вопрос вознаграждения финуправляющего может стать проблемой и для должника. Ведь выплата фиксированной суммы полностью лежит на его плечах. При этом сумма в 25 тысяч вносится на депозит арбитражного суда одновременно с подачей заявления о признании банкротом.

Для гражданина, который и так погряз в долгах, сумма немалая. Суд может предоставить ему рассрочку, но лишь до даты заседания о рассмотрении заявления (п. 4 ст. 213.4 ФЗ №217). Невнесение на депозит арбитража должником на дату судебного заседания денег, предназначенных для вознаграждения финансового управляющего, является основанием для прекращения производства по делу о банкротстве (определение АС Владимирской области от 11.04.2016 г. по делу № А11-162/2016).

Как видно, процедура банкротства гражданина не так уж и проста. С проблемами различного рода могут столкнуться и должник, и финансовый управляющий. Вот только второй может просто отказаться от участия в процессе. А гражданин рискует так и не стать банкротом, оставшись со своими долгами.

Другие материалы по теме
Запишитесь на консультацию

Это абсолютно бесплатно.

Мы встретимся с вами, обсудим ситуацию 
и наметим план действий.