Как следует из ст. 133 ФЗ №127, арбитражный управляющий может оставить только один счет в банке, который будет использоваться для расчетов банкрота с кредиторами. Закон обязывает все остальные счета закрыть. Следуя указанной норме, в рамках одного банкротного дела арбитражный управляющий обратился в банк с требованием закрыть отдельные счета должника. Нюанс заключался в том, что у этих счетов было специальное назначение – они были созданы для осуществления расчетов между должником и Министерством обороны в рамках заключенного между ними госзаказа.
Получив отказа, управляющий попытался принудить банк к закрытию счетов в судебном порядке. Суд первой инстанции удовлетворил иск в полном объеме. Мотивировка была следующей. Действительно, в исключительных случаях можно использовать больше, чем один счет, открытый для расчетов компанией-должником. Перечень таких счетов указан в п.1 ст. 133 ФЗ №127, он исчерпывающий и не включает в себя счета, которые были открыты для исполнения обязательств в рамках договора по гособоронзаказу. Для осуществления же расчетов с кредиторами достаточно и одного счета, а имеющиеся специальные счета все равно на момент рассмотрения дела не использовались, движение денежных средств по ним не осуществлялось.
Денежные средства, которые остались на таких специальных счетах, суд счел необходимым перечислить на единый расчетный счет должника. Другими словами, включить их в конкурсную массу и использовать для расчетов с кредиторами в общем порядке, установленном законодательством о банкротстве.
Но банк с таким решением не согласился. Минобороны, участвующее в деле в качестве третьего лица, не заявляющего отдельные требования, поддержало правовую позицию банка. Дело дошло до ВС РФ.
Судебная коллегия по экономическим спорам, разобравшись в сути спора, в своем Определении пришла к следующим выводам.
Можно сказать, что в рамках данного дела были выявлены противоречия в законодательных нормах, изложенных в ФЗ №127 (О банкротстве) и ФЗ №275 (О Гособоронзаказе). В первом случае, действительно, предполагается наличие лишь одного счета, предназначенного для расчетов банкрота. Но во втором случае списание денежных средств со специального счета возможно лишь на счета, открытые в рамках исполнения обязательств по этому же государственному оборонному заказу. Либо в целях осуществления выплат лицам, которые входят в кооперацию головного исполнителя.
Таким образом, ФЗ №275 устанавливает своего рода иммунитет на денежные средства, находящиеся на специальных счетах. На эти деньги даже нельзя обращаться взыскания в рамках исполнительных производств. Получается, что в данном случае нормы ФЗ №275 находятся в преимуществе перед нормами, изложенными в ФЗ №127.
В итоге денежные средства со специальных счетов, которые поступили на них в рамках исполнения обязательств по договору гособоронзаказа, имеют обособленный статус. Даже несмотря на то, что владелец этих счетов — банкрот. И как следствие, деньги с таких счетов не могут быть направлены «в общий котел» — требования кредиторов нельзя удовлетворять за счет государственных бюджетных ресурсов.
Арбитражный управляющий Сергей Владимирович Стороженко напоминает, что при грамотном подходе можно реанимировать бизнес и спасти фирму от банкротства. Обратившись в компанию «Стороженко и Партнеры», вы сможете максимально результативно и безболезненно выйти из кризиса. Кроме того, наши специалисты помогут противостоять недобросовестным действиям агрессивно настроенных кредиторов.